Начало / Общие правила игры в русский бильярд

Общие правила игры в русский бильярд

Существует несколько общих правил для русского бильярда.

Партия начинается с расстановки шаров. Набор из пятнадцати белых шаров, пронумерованных от 1-15, выставляются на бильярдный стол. С помощью треугольника они ставятся вплотную друг к другу, располагаясь таким образом, чтоб передний шар был на отметке, расположенной в центре задней половине игрового поля стола, а основание пирамиды параллельно короткому борту.

Любая игра в бильярд начинается с удара, не удивительно, потому что, он является одним из основных составляющих игры. Соответственно существует несколько видов удара и связанные с ним действия и классифицируются с точки зрения на правильный или неправильный удар.
Началом удара считается касание набойки кия к битку. Соударение – т.е. сильный толчок, кия по битку и как результат следующее за ним движения шара или шаров – начало игры. Касание битка с прицельным шаром является обязательным условием любого правильного удара. Окончанием удара следует считать остановку всех шаров, по всей поверхности стола, включая шары, вращающиеся на одном месте. Удар кием по битку (шару по которому наносят удар кием) выполняется набойкой кия в направлении его продольной оси. При этом должно соблюдаться обязательное условие, при котором одна нога игрока должна стоять на полу или касаться его. При нарушении этого правила игрок штрафуется. В момент удара все шары должны быть неподвижными. Выскочившие, неправильно забитые шары, должны быть выставленными в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки в направлении заднего борта.

Видов ударов в бильярде так же несколько. Они делятся на простые и сложные:
Простые - это клапштос, накат, оттяжка, правый и левый боковик.
"Клапштос" — основной удар, удар в центр битка. Этот удар основывается на законе физики: шар, движущийся по плоскости, ударившись о другой, равный ему не только по массе и объему, но и по упругости, неизбежно останавливается на месте, в точке соприкосновения, а свою скорость движения и его направление передает другому, тому, о какой он ударился.
"Накат" — удар в верхнюю точку строго над центром битка он считается одним из самых легких в игре.
"Оттяжка" — удар в нижнюю точку строго под центром битка. При этом виде удара действуют 2 силы: это сила удара, заставляющая шар продвигаться вперед и сила обратного вращения, действующая оттого, что удар нанесен в точку шара, расположенную ниже центра.
"Правый боковик" — удар в среднюю точку на правой стороне битка.
"Левый боковик" — удар в среднюю точку на левой стороне битка.

Сложными ударами считаются:
"Верхний правый боковик" — удар в верхнюю точку на правой стороне битка.
"Верхний левый боковик" — удар в верхнюю точку на левой стороне битка.
"Нижний правый боковик" — удар в нижнюю точку на правой стороне битка.
"Нижний левый боковик" — удар в нижнюю точку на левой стороне битка.

За неправильно произведенный удар в бильярде налагается штраф. К неправильным ударам относятся:
1) двойной удар – двукратное касание набойкой кия шара по которому производится удар;
2) пропих – возникает в случае затягивания контакта набойки кия, до момента соударения битка с прицельным шаром;
3) нажим – один из запрещенных ударов, когда играющий, приложив конец кия к битку, стоящему вплотную к другому шару у лузы, постепенно нажимает вперед и этим заставляет последний упасть в лузу;
4) промахом называется неудачный удар, при котором, биток не коснулся ни одного из прицельных шаров.

Второй главной составляющей в бильярде является положение шара. Положение шара определяется положением его центра относительно разметки игрового стола. Шар, стоящий в точности на линии дома (прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.), считается расположенным вне него, относительно выполняющего удар игрока.

Инвентарь для игры в русский бильярд должен строго соответствовать определенным техническим характеристикам, предъявляемым Федерацией Русского бильярда. Основные нормы таковы:
1. размер стола должен составлять 3600 х 1800 мм;
2. размер шара - 68-70 мм;
3. угловые лузы размером - 72 + 1 мм;
4. средние лузы - 80 + 1 мм.

Для того чтоб начать игру нужно определить, кто из игроков разобьет пирамиду, поэтому производится розыгрыш права первого удара. Участники игры становятся у переднего борта с разных сторон от продольной линии. На какое место встать они определяют жеребьевкой или договорившись между собой. Установив по одному шару в доме (часть игрового стола) игроки параллельно выполняют удар и посылают шары к заднему борту. Право первого удара получает тот, чей шар остановился ближе к переднему краю игрового стола.

Если же оба шара остановились на равном расстоянии о борта, розыгрыш повторяется. Победитель может сделать удар сам или отдать свое право сопернику.

Розыгрыш считается проигранным, в нескольких случаях:
а) шар не коснулся заднего борта;
б) шар коснулся длинного борта;
в) шар упал в лузу или выскочил;
г) шар пересек продольную линию.

В случае если розыгрыш провалился он повторяется опять. Играющий получивший право первого удара должен разбить пирамиду. Этот удар называется начальным ударом. Разбитие пирамиды считается правильным, при следующих условиях: если один из шаров забит в лузу, три прицельных шара коснулись борта, 2 шара коснулись бортов и один из них пересек центральную линию.

Шар считается правильно забитым, т.е. сыгранным, если он упал в лузу в результате правильного удара. Любой удар (за исключением начального) считается правильным, если не нарушено ни одно из положений Правил, предъявляемым Федерацией Русского бильярда.

Кроме того после соударения битка с одним из прицельных шаров любой из шаров на игровой поверхности стола:
1) забит в лузу или отражается от любого борта, а затем 
    а) касается другого борта или
    б) доводит до другого борта любой шар; или 
    в) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту.
2) пересекает центральную линию, и: 
    а) касается любого борта; 
    б) доводит до любого борта любой шар; 
    в) касается любого шара, стоящего вплотную к любому борту.
3) Шар отражается от любого борта а затем: 
    а) пересекает центральную линию; 
    б) перекатывает через нее любой шар.

Все правильно сыгранные шары вынимаются из луз и размещаются на специальной полке, а игрок получает право сделать другой удар. Шар, который отразился от скобы лузы на игровую поверхность стола, не считается сыгранным. Если с момента начала удара и до момента его завершения было нарушено хотя бы одно правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются. Иногда шар зависает над лузой. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, в случае того, что он был задет одним из приведенных в движение шаров, после окончания удара или сотрясения стола, то все шары устанавливаются с максимальной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется. Если движущийся шар приостанавливается на краю лузы, а затем падает в лузу до окончания этого удара, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара.

Штрафы игроку налагаются в следующих случаях:
• в случае, если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров;
• в случае, если после удара биток выскочил за борт;
• в случае, если до завершения предыдущего удара сделан следующий удар;
• в случае, если при осуществлении удара по битку ни одна из ног играющего не касается пола;
• при касании любого шара на игровой поверхности стола до, во время или после удара — кием, машинкой, рукой, одеждой и т.п.;
• за осуществление неправильного удара по битку;
• при неверном ударе по близко стоящему прицельному шару;
• при осуществлении удара пропихом по прицельному шару, отстоящему от битка более чем на Ѕ радиуса шара, когда игрок чрезмерно затягивает время контакта наклейки кия с битком и проталкивает одновременно биток и играемый прицельный шар;
• при двойном ударе, когда наклейка кия касается битка дважды;
• за осуществление удара нажимом, когда биток выжимает прицельный шар от борта;
• в случае, если при ударе с руки из дома биток задевает какой-либо расположенный в доме прицельный шар;
• при нанесении удара не битком;
• при падении битка в лузу;
• в случае, если при ударе с руки из дома игрок, несмотря на предупреждение судьи, выносит биток за линию дома, выносит корпус за продолжение внешней стенки длинного борта или производит удар с противоположной стороны стола;
• при вмешательстве в игру противника.

Отыгрыш
Удар, назначенный правилами данной игры, называется отыгрышом.
1. Выскочивший шар
Шар, вылетевший при ударе за игровую поверхность стола и не попавший в лузу, считается выскочившим.
После удара выскочивший прицельный шар выставляется на заднюю отметку без наложения штрафа на игрока. При этом засчитываются все забитые шары.
Согласно правилам, штраф налагается, когда выскакивает биток. Тогда сыгранные шары не засчитываются, а биток выставляется на игровую поверхность стола.
Кроме того, штраф налагается, когда вылетевший шар задевает кий на поверхности стола либо ударяет игрока. Это является нарушением правил. Такой шар может стать выскочившим, либо вернуться на игровую поверхность стола и остаться в игре.
При этом шар отскакивает от верхней части борта, скобы лузы или осветительного прибора. В этом случае нарушения правил не происходит.

2. Выставление шаров
На заднюю отметку выставляются не заказанные, забитые с нарушением правил и выскочившие прицельные шары. Когда задняя отметка занята, шары выставляются двумя способами. Первый способ – на продольной линии в сторону заднего борта, рядом с мешающим шаром. Второй способ – в сторону центральной отметки, если указанное место уже занято.
При выставлении нескольких шаров первый ставится, как описано, а остальные располагаются вплотную.

3. Запрещенная разметка
Любая разметка, кроме установленной, запрещается.

4. Запрет использования бильярдного инвентаря
Для определения расстояния (между шарами, шаром и бортом) возбраняется пользоваться бильярдным инвентарем (за исключением кия).

5. Вступление в игру соперника
После нарушения правил, либо когда игроком не был забит шар, в игру вступает соперник.
Соперник может потребовать игрока сделать очередной удар, если на игрока был наложен штраф.

6. Вмешательство соперника
Вмешательство соперника происходит, если соперник сделает удар не в свою очередь или прикоснется к шару. Судья штрафует его, возвращает шары в прежнее положение и игра возобновляется.

7. Вмешательство постороннего лица
Положение шаров может измениться в результате действий постороннего лица, каких-либо чрезвычайных обстоятельств (падение осветительного прибора). При этом, игра продолжается после того, как судья восстанавливает прежнее положение шаров.
Игра приостанавливается до тех пор, пока посторонний не уйдет, если он вмешивается в игру умышленно.

8. Незафиксированный выигрыш
Происходит когда партия длится после того, как один из соперников выиграл (например, сыграл 8 шаров). Как только это обнаруживается, ему присуждается победа. Штраф, наложенный после незафиксированного выигрыша, не учитывается. Победа присуждается, даже если после незафиксированного выигрыша игрока его противник тоже закончил партию.

© 2007-2017. При копировании материалов с сайта, установите на нас активную текстовую ссылку.

Rambler's Top100